«ЖИЗНЬ МОЯ – КИНЕМАТОГРАФ»

«ЖИЗНЬ МОЯ – КИНЕМАТОГРАФ»
Фото: admsur.ru

    Эсфирь Ильинична Шуб — советский кинорежиссёр, сценарист, киномонтажёр, киновед, заслуженная артистка России, родилась 16 марта 1894, Сураж, Черниговская губерния, Российская империя, ныне — Брянская область.

  Имя этой, несомненно, талантливой и неординарной женщины, родившейся в местечковой еврейской семье открыла в ходе поисков материала для книги о Сураже учительница средней школы №1 Галина Пикина. Сергей Юткевич – известный советский кинорежиссер называл ее волшебницей монтажного стола. Сердечный привет из Голливуда в 1930 году шлет ей уже хорошо известный мировому кинематографу Сергей Эйзенштейн, считавшейся с профессиональным мнением своей виза ви:  «Усиленно работаем над сценарием «Американской трагедии» - сегодня выезжали в Нью-Йорк для собеседования с Драйзером. Пишите, что Вы думаете об этом, но после того как отчетливо себе представите, как я ее буду делать. Вы меня знаете достаточно для этого. Пишите. Всей душой   Ваш С.М.». 1 марта 1935 года из далекого Владивостока к Шуб обращается Александр Фадеев: «Милая Эсфирь! Получил твое письмо с характеристикой турок – очень веселился (они хоть не лапались черти?). А больше всего был рад, что ты хорошо поездила, что работаешь, что тон твоего письма бодрый и даже в руке чувствуется твердость. Если это определяющий (более или менее) тон во всей твоей жизни сейчас, то я очень рад за тебя…Будь здорова, купайся в ванне, не пей вина и не храни денег в сберкассе.»

  В своей автобиографической книге «Жизнь моя – кинематограф» Эсфирь Ильинична Шуб со скрупулёзной точностью дает оценки событий, охвативших Россию с началом революционной ломки государства в 1917 году. «Уроженка Черниговской губернии, я с тринадцати лет помню пылающие усадьбы помещиков. Вместе с народом, борющимся за свободу, мы ненавидим кровавый режим самодержавия, царя, его министров, господствующие эксплуататорские классы, аристократию, помещиков, буржуазию, либеральную партию кадетов. Величайшим позором для России мы считает Распутина, распутинщину и черносотенную организацию. «Пуришкевич» - было самым обидным словом».

      Глубокое изучение русской литературы на Высших женских курсах, природный, аналитический склад ума, наблюдательность и чудовищная работоспособность позволили двадцатипятилетней девушке сделать головокружительную по сегодняшним меркам кинематографическую карьеру. Рядовая секретарша Наркомпроса вскоре становится личным помощником Всеволода Мейерхольда, в 1922 году ее приглашают на киностудию «Госкино» в качестве монтажера иностранных фильмов, готовящихся к  советскому прокату, игровых фильмов киностудии, а также картин дореволюционной эпохи. С 1926 года Эсфирь Ильинична – режиссер киностудии Мосфильм (тогда «Совкино», с 1942 по 1953 год –режиссер Центральной студии документальных фильмов, автор выпусков хорошо известных старшему поколению россиян киножурнала «Новости дня».

  Ярко и интересно описаны автором первые дни работы в приемной Мейерхольда. «С утра меня предупредили, чтобы я никого из посетителей не пускала в кабинет: там готовились к какому-то докладу. Как назло приемная была переполнена. Всех пришлось уверять, что приема не будет, что в кабинете никого нет. Часть посетителей все же осталась, решив дожидаться. Входит Вл.И.Немирович-Данченко. Как всегда изысканно элегантный, с легкой, еле наметившейся проседью в выхоленной бородке на умном, всем нам так хорошо знакомом лице. Здоровается и прямо направляется к двери кабинета. Я начинаю ему объяснять: «…к сожалению, приема сегодня нет, в кабинете тоже никого нет…» - и глупо демонстрирую запертую дверь. В ответ встречаю его строгий проницательный взгляд. Он поворачивается и, не прощаясь, уходит из приемной. Через несколько минут меня вызывают в кабинет, и  я, к удивлению моему вижу сидящего там   Вл. И. Немировича—Данченко. Он, оказывается, знал не хуже меня еще одну дверь, ведущую в кабинет из темного коридора. Знакомство  со К. Станиславским, Федором Шаляпиным, Александром Блоком, Максимом Горьким, Евгением Вахтанговым, Ильей Эренбургом определили дальнейшую судьбу Эсфирь Ильиничны Шуб, решившей посвятить себя молодому кинематографу.

  В конце лет 1926 года она выезжает в Ленинград на поиски чудом сохранившегося киноархива, запечатлившего жизнь императорского двора. Предварительный просмотр шестидесяти тысяч метров пленки окрыляет будущего автора киноэпопеи «Падение династии Романовых». Оставшиеся после монтажа семь частей картины имеют громадный зрительский успех не только в России, но и далеко за ее пределами. По заключению критиков и коллег Эсфирь Ильинична стала родоначальником невиданного доселе в мировом кино жанра кинодокументалистики. Позднее появятся не менее известные произведения мастера – «Великий путь», «Россия Николая II и Лев Толстой», «КШЭ» (Комсомол – шеф электрификации» , «Москва строит метро», «Страна Советов» и другие картины, отображающие время великих строек, перемен и становления нового государства.

      Умерла Эсфирь Ильинична Шуб 20 сентября 1959 г.

 

  Михаил Белявцев.

 
По теме
  Живым, интересным  получилось обсуждение столетнего юбилея областной газеты «Брянский рабочий» в рамках очередного заседания клуба «Вдохновение»,
СК сообщает: Первоначальные результаты расследования полностью подтверждают спланированный характер действий террористов, тщательную подготовку и финансовую поддержку со стороны организаторов преступления.
В Брянске студента из Таджикистана задержали за оправдание терроризма - БрянскToday.Ru На два месяца он взят под стражу Бежицкий районный суд Брянска рассмотрел ходатайство следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего гражданина Республики Таджикиста
БрянскToday.Ru
Диспансеризация взрослого населения репродуктивного возраста по оценке репродуктивного здоровья - ГБУЗ Трубчевская ЦРБ Президент объявил 2024 год годом семьи. Одними из ключевых задач становятся укрепление репродуктивного здоровья, формирование моды на многодетную семью, создание условий для рождения первых детей в молодых семьях,
ГБУЗ Трубчевская ЦРБ